Игнат Меренков. Эйфория созерцания вершины — позади, впереди — путь к ней

16 червня 2014, 15:27 | Рецензії | 0 |   | Код для блогу |  | 

Максим Балаклицкий. После эйфории. Религиозная публицистика. — К.: Книгоноша, 2013. — 405 с.

posteuphoria.jpgЧитая книгу Максима Балаклицкого, кандидата филологических наук, доцента Харьковского национального университета им. Василия Каразина «После эйфории» (серия «Национальные евангельские авторы»), словно смотришь в калейдоскоп ярких мыслей и диалогов о жизни, Ее Подателе и христианской вере. Этот сборник религиозной публицистики выступает примером того, как слова, произнесенные или написанные в разное время в различных ситуациях, могут собраться в единый творческий цикл. Секрет этого в том, что отдельные высказывания сборника изначально произносились так, чтобы попасть в цель — зацепить думающего собеседника, дать ему ту нить, которую он дальше сам должен продолжить. 

Название книги и иллюстрация на обложке (альпинисты, идущие в горах) символизируют христианский опыт — как личный, так и церковный, неразрывно связанный с вызовами общества, в котором мы живем. Ведь рано или поздно у верующих эйфория от встречи с Истиной проходит, и богопознание помещается в контекст «серых» будней, каменистых троп, без преодоления которых невозможно добраться до вершины — выполнить миссию Церкви, принести плод, которого ожидает от нас Бог... А значит — нужна постоянная решимость и стремление помочь добраться до вершины спасения и другим.

Автор включил в книгу свои проповеди, статьи, рецензии, ответы на вопросы читателей сайта «Твоя Библия», охватывающие широкий круг тем: от самых общих мировоззренческих вопросов «Откуда мы пришли и куда идем?» до практических советов, как поступить в той или иной жизненной ситуации, руководствуясь христианской этикой. От возражений критикам Священного Писания — до призыва к верующим найти свое место в церковном служении. От вопросов, как толковать тот или иной отрывок Библии — до психологии семейных отношений. Все эти темы у М. Балаклицкого неразрывно связаны с  размышлениями о том, каков Бог как Личность и как Он отвечает на вызов зла (теодицея), а также о том, каковы наши ценности, мотивы и решения. Именно вопрос свободы и личного выбора является ключевым в ряде статей: «Даже не веря в Бога, я никогда не стану до конца автономным существом. Путь к внутренней свободе как раз противоположен — добровольно признать себя слугой Иисуса Христа… В христианстве о силе человека судят по его способности чужую свободу охранять… служа другим».

Что касается стиля, в публицистике Максима Балаклицкого нет «отполированных» абстрактных рассуждений, чувствуется присутствие его своеобразной личности, беседа с живым, довольно эмоциональным человеком. В этом смысле особенно интересна подборка ответов на вопросы, заданные конкретными читателями. Иногда их неожиданное содержание или даже внутренняя противоречивость как раз и дает автору простор для высказываний. Во многих случаях Максим предлагает развернутые комментарии, пытаясь поставить себя на место самых разных людей, предположить их реакцию. В результате получается диалог не только с тем, кто задал вопрос, но и с самим собой — ищущим. Не просто библейски обоснованный «чистый» ответ, но вложенный в него личный поиск. Именно такой подход и «цепляет» мысль читателя — даже если последний решит не во всем соглашаться с автором.

В отношении ситуаций, связанных с поведением и просьбами что-либо посоветовать, ответы Максима порой бескомпромиссны, но в то же время по-дружески ободряющи. Понимание психологических нюансов сочетается с искренним желанием помочь. Автор рассматривает несколько вариантов развития событий, чтобы читатель сам мог понять, какой для него лучше.

Одно из достоинств книги — ясность изложения в сочетании с эрудированностью автора в области истории, культуры, социологии, богословия, благодаря чему этот труд может быть интересен широкому кругу читателей, интересующихся вопросами духовности.

Игнат Меренков,
член международной Ассоциации журналистов, издателей и вещателей «Новомедиа»

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0коментарів

Коментарі

додати коментар 

    Залишати коментарі можуть тільки зареєстровані відвідувачі Ввійти